«Ромашка Блума» — приём развития критического мышления, основанный на работе с текстом. 45 Он помогает научить учащихся задавать вопросы разных типов. 14
Алгоритм работы с приёмом при анализе произведения: 3
- На доске размещают «Ромашку Блума», рядом — белую сердцевину с названием темы. 3
- Учащиеся объединяются в группы. 3
- Каждой группе учитель озвучивает тип вопроса и раздаёт «лепестки-подсказки» (4 лепестка соответствующего цвета) и белый лепесток для записи составленного вопроса. 3
- Проводится обсуждение: учащиеся каждой группы высказывают свои варианты, из предложенных выбирают самый удачный и записывают на белый лепесток. 3
- Представитель каждой группы зачитывает свой вопрос, выслушивает ответ следующей группы, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет собственный ответ. 3
- Поочерёдно белые лепестки прикрепляют к «Ромашке ответов». 3
Порядок озвучивания вопросов должен соответствовать иерархическому порядку уровней познавательной деятельности: от простого вопроса к оценочному. 3
Возможны два варианта использования «Ромашки Блума»: 5
- Вопросы формулирует сам учитель. 5 Это более лёгкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой. 5
- Вопросы формулируют сами учащиеся. 5 Этот вариант требует определённой подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определённого навыка. 15
Приём «Ромашка Блума» способствует лучшему запоминанию изученного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке. 4