В авиации понятие центра тяжести применяется для определения балансировки, устойчивости и управляемости самолёта на земле и в воздухе, а также для оценки степени безопасности полёта. 9
Некоторые аспекты применения:
- Влияние положения центра тяжести на фазы полёта. 1 Например, при вертикальном взлёте и переходе в висение вертолёт стремится расположить точку подвеса и центр тяжести вдоль вектора силы притяжения Земли. 1 В стабильном горизонтальном полёте положение центра тяжести определяет положение фюзеляжа по отношению к набегающему потоку. 1
- Влияние веса на положение центра тяжести. 1 Например, увеличивая количество топлива, центр тяжести перемещается в сторону хвостовой балки, а увеличение веса пассажиров, наоборот, перемещает центр тяжести вперёд. 1
- Ограничения по центру тяжести. 5 Чтобы обеспечить безопасность полётов, центр тяжести должен находиться в определённых пределах, установленных изготовителем воздушного судна. 5
В судостроении понятие центра тяжести используется для расчёта остойчивости судна. 810
Некоторые аспекты применения:
- Определение положения центра тяжести. 210 Для этого учитывают вес каждой детали корпуса, механизмов, предметов оборудования, снабжения, грузов, людей, их багажа и всего находящегося на судне. 10
- Связь центра тяжести с центром величины. 4 Центр тяжести судна, находящегося без наклонения, то есть в равновесном положении, всегда должен находиться на одной вертикали с центром величины. 4
- Влияние расположения грузов на остойчивость. 4 Например, центр величины у судна с острым килем находится выше, чем у судна с плоским дном, поэтому при прочих равных размерах острокильные суда имеют большую остойчивость. 4