Причастия в художественной литературе могут использоваться разными способами, например:
- Описание художественного пространства. 13 Страдательные причастия в составе причастного оборота помогают расширить описываемое пространство. 13 Пример: «Даже на тюремном дворе был свежий, живительный воздух полей, принесённый ветром в город» (Л. Н. Толстой, «Воскресение»). 13
- Обозначение одновременности описываемых действий. 13 Для этого часто применяют форму страдательных причастий прошедшего времени. 13 Пример: «… невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку» (Л. Н. Толстой, «Воскресение»). 13
- Описание определённого объекта и его взаимодействия с субъектом описания. 1 Для этого используют страдательные причастия настоящего времени. 1 Пример: «Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку» (Л. Н. Толстой, «Война и мир. Том второй»). 1
- Усиление образности художественного повествования. 25 Причастия не только образно описывают предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. 2
- Придание тексту мелодичности и особого ритма. 25 Для этого используют причастные обороты, которые позволяют сжать сложные синтаксические конструкции. 2
- Выражение авторского отношения к героям и событиям. 25 Причастия могут создавать яркие образы, трансформируя устойчивые выражения, расширяя и обогащая их значение. 5