Чтобы предотвратить возникновение отрицательного переноса навыков в процессе обучения, можно использовать следующие рекомендации:
- Исключить одновременное формирование «конкурирующих» двигательных навыков. 2 Рекомендуется планировать педагогический процесс так, чтобы отрицательный перенос был минимальным. 2
- Провести анализ сходств между усвоенными и новыми навыками. 4 Нужно формировать связи, объединяющие отработанные навыки из одной дисциплины с усвоенными элементами новой дисциплины. 4 Это способствует формированию нового динамического стереотипа, который позволяет успешно интегрировать новые элементы без отрицания уже существующих навыков. 4
- Подбирать обучающий материал таким образом, чтобы при всём его разнообразии алгоритм работы, свойства и характеристики были сходны. 3
- Отдавать предпочтение выбору ситуаций, в которых будет действовать положительный перенос. 3 В этом случае будет минимизировано количество ошибок. 3
- Обеспечить сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности. 5 Это позволит уже в ходе занятий теснее увязывать изучаемый материал с опытом, установками и ценностями слушателей. 5
- Обеспечить избыточность обучения, то есть знания и навыки, освоенные в ходе обучения, должны быть несколько шире того, что потребуется в реальной рабочей ситуации. 5