Чтобы предотвратить искажение данных в массовых опросах, можно использовать следующие подходы:
- Использование контрольных вопросов. 1 Чаще всего к этому приёму прибегают при серьёзных социологических опросах. 1 Например, можно выяснить, как человек голосовал на прошлых выборах и как он будет голосовать на новых. 1
- Повторение вопроса в анкете с использованием разных формулировок. 1 Такой подход позволяет достовернее выяснить отношение человека к исследуемой теме. 1 Если ответы осознаны и правдивы, то они будут совпадать. 1
- Правильная подготовка к исследованию. 1 Респонденту разъясняется цель и порядок проведения опроса. 1 Желательно показать и доказать безопасность честных ответов. 1
- Использование ответов для выявления непонимания. 1 Например, если респонденту нужно выбрать один из предложенных вариантов, то в списке готовых ответов должен быть вариант вида «затрудняюсь ответить» или аналог. 1
- Упрощение формулировок. 1 Нужно избегать использования узких и сложных терминов, редко употребляемых слов, двойственности трактования. 1
- Снижение времени прохождения опроса. 1 Если за один приём невозможно осилить сразу все вопросы, их желательно разбить на несколько мелких исследований. 1
- Выборка респондентов по заранее обозначенным критериям. 1 Фокус-группа формируется из потенциальной аудитории и будет максимально соответствовать целям исследования. 1
- Использование предварительных психографических исследований. 1 Это когда сначала изучают аудиторию и только потом проводят опросы по отдельным интересующим вопросам. 1
Также для снижения искажений ответов важно обеспечить анонимность и конфиденциальность. 2 Когда респонденты уверены, что их ответы останутся анонимными и не будут связаны с их личностью, они более склонны давать честные и точные ответы. 2