Чтобы предоставить ученику свободу выбора в современном образовании, можно предпринять следующие шаги:
- Сформировать готовность к выбору. 2 Учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. 2 От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи. 2
- Стимулировать учащихся к выбору. 2 Учитель чётко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии оценки. 2
- Научить учеников обосновывать свой выбор. 2 Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному варианту. 2
- Определить степень свободы выбора. 2 Учитель должен представлять, будет ли она жёстко ограниченной или нет при осуществлении коллективного или индивидуального выбора. 2
- Обеспечить успешность деятельности. 2 Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объёмом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для их успешного решения. 2
- Защитить учеников от собственных ошибок. 2 Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. 2 Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось учащимся правильно. 2
- Оценить результаты выбора. 2 Учитель по возможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. 2 Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика. 2
Также можно предоставить ученикам возможность самостоятельно принимать решения и участвовать в организации урока. 1 Например, класс делится на группы, но не так, как этого хочет учитель, а так, как это придумали дети. 1 Школьники выбирают формат работы и расходятся выполнять задание. 1 Важно, чтобы учитель чётко дал понять: если есть вопросы, их всегда можно задать. 1
Ещё один способ предоставить ученикам свободу выбора — позволить им самостоятельно составлять свой учебный план, например, выбирать необходимые им предметы. 5