Предметные действия влияют на развитие ребёнка следующим образом:
- Формируют умения ориентироваться в различных свойствах предметов. 4 Ребёнок учится учитывать не только цвет, форму, величину, но и положение в пространстве, количество, соотношение частей, звуковые свойства предметов. 4
- Способствуют формированию высших психических функций. 1 Это память, восприятие, мышление, воображение, внимание. 1
- Помогают воспитанию первых волевых черт характера. 4 Ребёнок учится не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. 4
- Формируют предпосылки для игровой и изобразительной деятельности. 2
Орудийные действия также оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. 3 Некоторые положительные эффекты:
- Формируют первые интеллектуальные операции. 2 Это происходит потому, что орудийные действия более определённые и постоянные, чем другие виды действий, и их легче выделить и зафиксировать. 2
- Расширяют возможности мышления, памяти и восприятия. 3 Ребёнок, который целесообразно использует предметы-орудия при выполнении практических задач, совершенствует «ручную» умелость. 3
- Развивают такие личностные качества, как настойчивость и целеустремлённость. 3
Таким образом, предметные и орудийные действия играют важную роль в интеллектуальном, познавательном и личностном развитии ребёнка.