Для подготовки школьника к написанию сжатого изложения рекомендуется:
- Ознакомить учащихся с критериями оценивания. 4 Они должны знать о максимальном количестве баллов за сжатое изложение и необходимом объёме работы (не менее 70 слов). 4
- Ознакомить с моделью проведения сжатого изложения. 4 Школьники должны быть знакомы с прослушиванием исходного текста, работой с черновиками и чистовым вариантом, временными затратами на каждый период работы. 4
- Провести работу с текстом. 4 Нужно определить тип речи текста и выделить микротемы. 4 Ученикам следует передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность. 4
- Отработать навыки компрессии текста. 4 Школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения. 4
Некоторые методические приёмы для усвоения содержания текста:
- выразительное чтение текста учителем; 1
- объяснение непонятных слов и выражений; 1
- беседа по содержанию; 1
- работа над планом; 1
- устный пересказ текста. 1
Также можно провести предварительную лексическую подготовку: подобрать синонимы, антонимы, объяснить непонятные слова, разобрать образно-выразительные средства, имеющиеся в тексте. 1
Для тренировки можно использовать аудиозаписи из открытого банка заданий на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). 3