Для правильной организации процесса списывания текста для второклассника рекомендуется следующий алгоритм: 24
- Прочитать предложение, чтобы понять и запомнить его. 4
- Повторить предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 4
- Выделить орфограммы в списываемом тексте. 4 Выделение орфограмм в каждом слове начинается с определения ударного слога. 4
- Прочитать предложение ещё раз так, как оно написано (как будет диктоваться во время письма). 4
- Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будет его писать. 4
- Писать, диктуя себе так, как проговаривал себе последние два раза. 4 Важно, чтобы во время письма под собственную диктовку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память. 4
- Проверить написанное: прочитать то, что написал, отмечая дужками слоги, подчеркнуть орфограммы в написанном и сверить каждую орфограмму с исходным текстом. 4
Некоторые дополнительные рекомендации:
- Для списывания с самого начала предлагать не отдельные слова, а предложение из 4–5 слов. 1 Ученик должен запомнить его как смысловую единицу, а не как последовательность букв. 1
- Исключить возможность повторного обращения к тексту в процессе его записи. 1 Для этого списывание можно организовать по типу зрительного диктанта: ученикам предлагается для списывания не текст из книги, а записанный на доске фрагмент текста (обычно — предложение). 1
- Во втором классе, не раньше второй четверти, вводить сокращённый алгоритм списывания: 2 прочитать предложение и повторить его по памяти, прочитать предложение ещё раз так, как оно написано, диктовать себе каждое слово по ходу записи предложения, проверить написанное, прочитать каждое слово, открыть образец и сравнить написанное с образцом. 2
Вначале упражнения по списыванию проводятся только в классе под контролем учителя. 5 Когда учитель посчитает, что обучающиеся освоили правила списывания, он начинает задавать списывать дома. 5