Анализ урока для выявления профессиональных дефицитов можно организовать по следующей схеме: 4
- Педагог рассказывает о своём уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. 4
- Затем присутствующий анализирует положительные стороны урока. 4
- После этого следует разбор отрицательных моментов. 4
- Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков. 4
Перед проведением анализа урока важно определить цели мероприятия и обозначить основные моменты, которые будут подвергаться оценке. 1 Для этого нужно выделить, например: вид анализа и объект анализа, предмет (дисциплину) и её особенности, учебный план с указанием темы и глубиной погружения в неё, специфику обучения. 1
Некоторые моменты, которые нужно уточнить перед анализом урока:
- Основная программа обучения и её особенности: на каких предметах делается особый акцент (профиль), уровень изучения (класс, группа, курс) и пр.. 1
- Особенности целевой аудитории: группа, численность, количество присутствующих, текущая подготовка учащихся и понимание предмета, качество выполнения домашнего задания, активность на занятии, уклон класса/заведения (экономический, физико-математический, творческий и т. д.) и пр.. 1
- План-конспект занятия и изучение дидактической литературы, оценка качества подготовки преподавателя к занятию: на каком материале и авторах он базируется, характер заданий для самостоятельной работы, работы на занятии, домашнее задание и пр.. 1
- Внимательно изучить нормы образовательной среды: ФГОС, ГОСТы, методические рекомендации, чтобы в дальнейшем сопоставить текущее положение дел на занятии с действующими параметрами. 1
В основе анализа урока лежит сравнительный принцип, предполагающий сопоставление реалий с опытом других специалистов, нормативами и требованиями ФГОС. 1
В заключительной части отчёта по результатам анализа важно, чтобы присутствовало сравнение начальной цели и конечного результата. 1 Такой подход позволит констатировать не только качество обучения, но и профессионализм педагога: умение грамотно планировать время и ход занятия, преподносить информацию, работать с детьми и пр.. 1