В большинстве стран Запада центром социального воспитания становится школа, так как школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. 2
Некоторые практики социального воспитания школьников за рубежом:
- Ученическое самоуправление. 1 Традиционный вид — ученические советы, которые нередко копируют государственные структуры. 1 Их деятельность направлена на вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. 1
- Внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа. 2 В разных странах она имеет свои особенности: 2
- США — центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. 2
- Франция — школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). 24
- Швеция — «дома свободного времени». 24
- Германия — досугово-образовательные центры. 2
- Программы, направленные на сохранение здоровья школьников. 3 Например, «школы содействия здоровью», в которых большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья и ведения здорового образа жизни. 3
- Участие в социальных программах. 3 Акцент делается на обучении навыкам, необходимым для принятия подростком ответственных решений в таких областях, как курение, применение наркотиков, сексуальные отношения. 3
- Работа с добровольными объединениями. 2 Их цель — воспитание и самовоспитание личности, а также оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. 2