Для повышения осознанности чтения на уроках литературы в старших классах можно использовать следующие приёмы:
Предтекстовая работа. multiurok.ru Ученики прогнозируют прочтение текста, что помогает поставить задачи чтения, актуализировать предшествующие знания и опыт, а также создать мотивацию к чтению. multiurok.ru Например, можно использовать приём «ориентиры предвосхищения» — ученикам нужно записать слова, которые ассоциируются с темой произведения. multiurok.ru
Работа с незнакомыми словами. soch25blk.gosuslugi.ru urok.1sept.ru Важно привлекать учащихся к самостоятельному поиску значения слова. soch25blk.gosuslugi.ru Педагог может попросить учеников сказать, какое слово им непонятно, предположить, что оно значит, предложить спросить о его значении у одноклассников, у учителя, посмотреть значение слова в толковом словаре. soch25blk.gosuslugi.ru
Чтение с пометками. multiurok.ru Этот приём формирует навыки вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию. multiurok.ru В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки либо вводить другие. multiurok.ru
Чтение по ролям. infourok.ru Оно выделяет речь героя, служит целям выделения частей и учит давать каждой части свою окраску. infourok.ru
Коллективное обсуждение прочитанного. urok.1sept.ru Можно провести концептуальную (смысловую) беседу по тексту, дискуссию, соотнести читательские интерпретации с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста. urok.1sept.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.