Для построения модели урока открытия нового знания рекомендуется следующий алгоритм: 35
- Выделить и сформулировать новое знание. 5 Важно не просто сформулировать новую тему, но и обозначить круг вопросов, которые будут затронуты. 5
- Смоделировать способ открытия нового знания. 3
- Вычленить мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока. 5
- Определить необходимые знания, умения и навыки (ЗУН) и способы их повторения. 3
- Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 3
- Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 3
- Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 3
- Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 3
- Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления. 3
- Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 3
- Провести анализ урока по конспекту. 3
- Внести при необходимости коррективы в план конспекта. 3
Структура урока открытия нового знания включает следующие этапы: 4
- Мотивирование на учебную деятельность. 4 Учитель создаёт условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. 4
- Актуализация знаний. 4 Организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. 4 Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения. 4
- Выявление места и причины затруднения. 4 Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведённых действий и определяют конкретное место затруднения. 4 Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. 4
- Построение проекта решения проблемы. 4 Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. 4
- Реализация проекта. 4 Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. 4
- Первичное закрепление. 4 Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. 4 При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах. 4
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. 4 После этого обсуждаются результаты. 4
- Включение в систему знаний и повторение. 4 Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. 4 Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 4
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. 4 Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. 4 Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. 4 Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. 4