Последовательность изучения звуков и букв влияет на обучение грамоте, так как определяет, как дети будут ориентироваться в звуковой системе русского языка, моделировать звучащее слово и осваивать навыки чтения и письма. 1
Некоторые аспекты влияния последовательности:
- Изучение гласных букв парами (А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И) помогает детям осознать основное правило русской графики — обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв гласных. 1
- Изучение непарных звонких согласных звуков (сонорных): М, Л, Р, Н позволяет ребёнку овладеть способом чтения любых слогов: он учится ориентироваться на букву гласного, следующей за буквой согласного. 1
- Отработка действий чтения и письма происходит по мере расширения круга букв согласных. 1 Например, они вводятся в последовательности: Б — П, Г — К, Д — Т, З — С, В — Ф, что позволяет ребёнку освоить парность согласных по звонкости-глухости. 1
- Знакомство с буквой Ь помогает ребёнку понять, что мягкость согласных на письме обозначается по-разному: с помощью букв гласных и буквы Ь в зависимости от того, какое место (позицию) в слове занимает мягкий согласный. 1
- Изучение разделительных знаков (Ь и Ъ) позволяет выявить их орфографичность в связи с обозначением звука [й’]. 1
Таким образом, определённая последовательность изучения звуков и букв помогает детям понять особенности русской графики, соотношение букв и основных звуковых единиц на уровне обобщений, в определённой системе. 5