Понятие гармонии в европейской философии и эстетике развивалось следующим образом:
- В античной философии гармония выражала идею организованности космоса, противостоящую хаосу. 12 Пифагорейцы связывали гармонию с математическими пропорциями, считая, что она лежит в основе мироздания и проявляется в числовых соотношениях. 4 Гераклит углубил понятие гармонии, истолковывая её как единство противоположностей. 2
- Платон развил учение пифагорейцев о гармонии космоса в диалоге «Тимей». 1 Он придал понятию гармонии нравственное значение, понимая её как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях. 1
- Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершённость целого, распространяя понятие музыкальной гармонии на все области действительности. 1
- В эпоху Возрождения гармония выступала как развитие творческих потенций самой природы, как единство телесного и духовного, идеального и материального. 3 Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в математической точности пропорций и т. д.. 1
- В XVIII веке понятие гармонии разрабатывалось представителями рационализма. 1 Г. В. Лейбниц развил учение о предустановленной гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено Богом. 1
- Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение. 1 И. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал её прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью. 1
- Гегель дал развёрнутую теорию гармонии, считая, что она представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи. 2
Для классической европейской культуры гармония мироздания и отношений человека с мирозданием выступала как норма, а центральный конфликт культуры воспринимался как нарушение этой гармонии и поиск путей её обретения вновь. 5 Для неклассической культуры, например для модернизма, в качестве нормы мыслилась дисгармоничность. 5