Соотношение понимания и объяснения в разных научных дисциплинах зависит от фундаментальных познавательных интересов. 1
В естествознании (технологическое знание) понимание может быть прелюдией к объяснению, так как цель таких наук — стремление к инструментальному господству над сущим. 1
В гуманитарных дисциплинах понимание и объяснение взаимосвязаны: понимание как бы окутывает объяснение, а объяснение аналитически развивает его. 1 Например, в психоанализе и критике идеологии объяснительные методы — средство углубления самопонимания субъекта, индивидуального или коллективного. 1
Также понимание и объяснение могут взаимно дополнять друг друга. 3 Они представлены как два разных видения на один и тот же объект: одно с позиции соответствия утверждений об этих объектах действительности, а второе — с позиции соответствия данных объектов, которые принимает общество или определённая ценностная среда. 3