Несколько советов, как подготовить ученика к написанию аргументированного сочинения:
- Объяснить структуру сочинения. 4 Желательно соблюсти последовательность: вступление (постановка проблемы), основная часть (тезисы и аргументы) и вывод. 1 Важно, чтобы каждый тезис подкреплялся примерами, мысли были связаны, а текст в целом соответствовал заданному формату рассуждения. 1
- Познакомить ученика с различными источниками для аргументов. 3 Это могут быть исторические факты, общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ, высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и другие. 3
- Практиковать анализ текста. 1 Ученику нужно брать произвольный отрывок (например, из сборников заданий прошлых лет или из учебника) и определять, в чём его проблематика. 1
- Вести читательский дневник. 2 В нём можно записывать имя, отчество, фамилию автора, годы жизни, имена персонажей, краткую характеристику героев с цитатами, тему произведения, собственные впечатления от него и основные мысли. 2
- Составлять план. 2 Это поможет придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. 2 В плане нужно прописать тезис (главную мысль сочинения), аргументы и вывод. 2
- Писать черновики сочинений и сравнивать их с образцами. 1 Можно использовать тексты из открытого банка или из сборников и писать по ним полноценные сочинения. 1 Затем сверять их с разбором от экспертов или с примерами высокобалльных работ. 1
- Отрабатывать навык проверки работы. 1 Ученику нужно тренировать привычку перечитывать каждое написанное сочинение: находить и исправлять ошибки, смотреть со стороны — всё ли понятно в аргументации. 1
- Поддерживать общий интеллектуальный тонус. 1 Ученику нужно больше думать, анализировать, формулировать. 1 Например, можно обсуждать прочитанные книги или фильмы — это тренирует аргументацию и умение высказывать мнение. 1
Подготовка к сочинениям — это не разовая зубрёжка правил, а постепенный процесс развития навыков мышления, письма и анализа текста. 1