Для подготовки школьной исследовательской работы на тему «Региональные языковые особенности» рекомендуется следующее:
- Определить цель и задачи работы. 1 Нужно понять, какие навыки и знания будут получены в результате исследования, а также оценить доступные ресурсы (время на работу, материалы для изучения). 1
- Подготовить текст описания работы. 1 В нём должны быть указаны:
- актуальность темы, цель и задачи проекта; 1
- изучаемая проблема и ожидаемый результат проекта; 1
- краткое изложение имеющейся в информационных (литературных) источниках информации по проблеме; 1
- предварительное предположение учащегося; 1
- методы исследования, ход исследования и полученные результаты с использованием таблиц, графиков, фотографий и т. д.; 1
- краткое обсуждение полученных результатов в форме логического размышления учащегося; 1
- выводы; 1
- использованные информационные источники. 1
- Выбрать материал для исследования. 2 Это могут быть труды, посвящённые проблемам регионального компонента, а также региональные тексты разных функциональных стилей и жанров речи: произведения писателей и поэтов, статьи местных учёных, публикации в СМИ, тексты произведений регионального фольклора. 2
- Использовать методические приёмы. 2 Они помогут школьникам осмыслить культурно-языковые и другие особенности региона, отражённые в тексте: 2
- справка об источнике, авторе; 2
- чтение текста, анализ его содержания; 2
- историко-культурологическое комментирование; 2
- выявление культурно-маркированных слов, отражающих региональную специфику, и словарно-семантическая работа с ними; 2
- этимологический комментарий; 2
- обсуждение приведённых в тексте фактов и др.. 2
Объём работы и проработанность темы зависят от возраста обучающихся. 1