Профориентация в школе должна диагностироваться на протяжении всего процесса обучения, учитывая возрастные и личностные характеристики школьников. 6
В начальной школе (1–4 классы) знакомство с профессиями происходит через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия. 9 Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании. 6
В средней школе (5–7 классы) профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. 6 Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. 6
В 8–9 классах в профориентационный процесс активно включается школьный психолог, который при помощи тестов выявляет скрытые таланты, а также сильные и слабые стороны личности ученика. 6
В старшей школе (10–11 классы) делается упор на саморазвитие старшеклассников. 6 Проводится большое количество факультативных занятий, целью которых является окончательное определение в выборе будущей сферы деятельности. 6 Ученики вместе с учителями дискутируют о своих профессиональных намерениях, определяют готовность к их реализации. 6
Для диагностики профориентации можно использовать различные тесты, например: дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), тест Холланда, «Якоря карьеры» Э. Шейна, «Профиль» (методика «Карты интересов» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). 3
Онлайн-диагностика профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в трёх возрастных группах: 6–7, 8–9 и 10–11 классы. 25 Основной акцент для 6–7 классов — помощь в выборе направлений предпрофильного обучения и программ углублённого изучения отдельных предметов. 2 Для 8–9 классов — выбор профиля обучения, уровня обучения и профессионального направления. 2 Для 10–11 классов — выбор профиля дальнейшего обучения, профильных предметов для сдачи ЕГЭ, профессиональных направлений. 2