Роль педагога в руководстве игрой зависит от характера игры, численного и возрастного состава группы, поведения участников. 1 Чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. 1
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берёт на себя исполнение главной роли, а когда малыши освоятся с игрой, поручает её самим детям. 1 При этом важно учитывать особенности детей: застенчивым и малоподвижным нужно постепенно подводить их к ответственной роли. 1
В средней и старшей группах воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передаёт её детям. 1 Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. 1 Педагог подаёт команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры. 1
В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила ещё до начала игры. 1 Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. 1
При руководстве игрой важно не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом. 3 Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу. 1