Педагогическая психология исследует процесс научения с помощью различных теорий и методов. 2 Некоторые из них:
- Бихевиоризм. 2 Теория рассматривает обучение как процесс формирования связей между стимулами и реакциями. 2 Поведение человека можно изменить путём правильного подкрепления или наказания. 2
- Когнитивизм. 2 Теории фокусируются на внутренних психических процессах. 2 Обучение рассматривается как процесс активной обработки информации, где учащийся не просто пассивно воспринимает знания, а активно конструирует их, опираясь на свой предыдущий опыт и когнитивные структуры. 2
- Конструктивизм. 2 Теория рассматривает обучение как активный процесс конструирования знаний через опыт и взаимодействие с окружающей средой. 2 Конструктивисты подчёркивают важность социального взаимодействия и культурного контекста в процессе обучения. 2
- Социальное обучение. 2 Теория утверждает, что люди учатся не только через прямой опыт, но и через наблюдение за поведением других и его последствиями. 2
- Теория множественного интеллекта. 2 Предполагает, что существует не один, а несколько типов интеллекта. 2 Это понимание побуждает педагогов учитывать различные способности и таланты учащихся при планировании образовательного процесса. 2
Для исследования процесса научения педагогическая психология использует такие методы, как наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование. 3 Также применяется психолого-педагогический эксперимент — исследование, которое имеет целью установление эффективности применения по отношению к ребёнку каких-то определённых педагогических воздействий. 3