Педагогическая психология использует экспериментальные методы исследования для проверки гипотез о взаимозависимостях между отдельными факторами психолого-педагогического воздействия и его результатами. 3 Экспериментатор выделяет определённые факторы, которые участвуют в исследуемом процессе, и меняет условия, чтобы определить, к каким последствиям приведёт их изменение, и установить, как они влияют на конечный результат. 3
Некоторые задачи психолого-педагогического эксперимента:
- установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами, между определёнными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач; 3
- сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбор из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам; 3
- обнаружение причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представление их в качественной и количественной формах. 3
Выделяют два основных вида эксперимента: 1
- Лабораторный. 1 Проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. 1 Позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. 1
- Естественный. 1 Проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. 1
Также в педагогической психологии используется формирующий эксперимент. 2 В его ходе педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определённых личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности. 2