Несколько способов, которыми педагог может поддержать инициативу ребёнка в процессе обучения:
- Создать атмосферу комфорта. 2 Каждый ребёнок должен чувствовать себя комфортно в группе, независимо от уровня развития и личностных качеств. 2
- Поощрять свободную самостоятельную деятельность. 3 Ребёнок может исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы. 3
- Создавать ситуации успеха. 2 Это могут быть дневники достижений, персональные выставки, экраны достижений, досуги, праздники. 2 Такие ситуации направлены на мотивацию деятельности, повышение самооценки ребёнка. 2
- Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей. 5 При этом не нужно сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения. 3 Важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти его. 3
- Учитывать индивидуальные особенности детей. 5 Стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям. 5
- Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. 5 Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи. 5
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу, обсуждать совместные проекты. 45