В сложных случаях, когда формы родительного и винительного падежей совпадают, можно использовать следующие методы:
- Определить, одушевлённое слово или неодушевлённое. 3 Одушевлённые имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос «кого?». 4 Неодушевлённые существительные в родительном падеже отвечают на вопрос «чего?», а в винительном — на «что?». 4
- Задать к слову соответствующие падежные вопросы. 3 Так как для одушевлённых существительных вопросы совпадают, их лучше задавать в паре: для родительного падежа — «кого? чего?», а для винительного — «кого? что?». 3
- Определить сочетаемость со вспомогательными словами. 3 Для родительного падежа это слово «нет», а для винительного — «вижу». 2
- При необходимости заменить слово и определить падеж по аналогии. 3 Например, если сложно определить падеж одушевлённого существительного, можно подставить вместо него неодушевлённое и задать определяющий вопрос. 1
- Использовать предлоги. 3 Признаками родительного падежа являются предлоги — «от», «до», «из», «без», «у», «для», «около», «с». 3 Признаками винительного падежа — предлоги «в», «на», «за», «через», «про». 3
Также можно использовать проверочное слово, например «кошка». 1 Нужно подставить его на место любого существительного и обратить внимание на окончание. 1 Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» — на винительный. 1