Гуманистический и гуманитарный подходы в современном образовании имеют разные особенности.
Гуманистический подход направлен на формирование не только знаний, но и личности учащихся. 1 Некоторые принципы такого подхода:
- Центрированность на ученике. 1 Образовательный процесс строится вокруг интересов, способностей и потребностей учащегося. 1
- Диалог и партнёрство. 1 Педагог становится партнёром и наставником, а не контролёром, создавая атмосферу доверия и сотрудничества. 1
- Эмоциональная поддержка. 1 Педагог должен создавать среду, в которой учащиеся чувствуют себя защищёнными, уверенными и мотивированными. 1
- Индивидуальный подход. 1 Каждый ученик уникален, поэтому методы обучения адаптируются под его особенности. 1
- Уважение к правам и свободам. 1 Образование учитывает права ребёнка на выбор, самовыражение и развитие в собственном темпе. 1
- Развитие личности через творчество. 1 Гуманизация способствует раскрытию творческого потенциала учащихся через задания, которые стимулируют воображение, самостоятельное мышление и поиск нестандартных решений. 1
- Поддержка рефлексии. 1 Гуманистический подход помогает ученикам анализировать свои действия, успехи и ошибки. 1
Гуманитарный подход в образовании связан с идеей всестороннего и гармоничного развития личности. 8 Некоторые характеристики такого подхода:
- Ориентация на «внутренний» мир человека. 6 Учитываются не «сухие» факты и числа, а морально-этическая составляющая и авторская позиция. 6
- Субъективный взгляд на реальность. 6 Учитываются не «сухие» факты и числа, а морально-этическая составляющая и авторская позиция. 6
- Использование гуманитарных дисциплин. 6 В качестве ключевых дисциплин для построения образовательных программ используются обществознание, литература, история, психология, философия, лингвистика, филология и социология. 6
- Изучение социокультурного развития общества. 6
- Ценностное отношение к изучаемым объектам — человеку и культуре. 6