Совместное обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нормой развития называется интегрированным обучением или инклюзивным образованием. 1
Существуют разные модели организации такого обучения: 1
- Комбинированная интеграция. 1 Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1–2 человека воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога. 1
- Частичная интеграция. 1 Дети, ещё не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1–2 человека. 1
- Временная интеграция. 1 Воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. 1
- Полная интеграция. 1 Дети, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению, по 1–2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы. 1
При организации интегрированного обучения важно, чтобы дети с ЗПР получали коррекционную помощь по месту обучения: индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся индивидуально или с небольшими группами учащихся. 3
На успешность процесса интеграции влияют разные факторы, например уровень психофизического развития ребёнка, возможность овладеть общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей, психологическая готовность ученика с отклонениями в развитии к интегрированному обучению. 2