Для организации речевой среды для эффективного обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) можно использовать следующие подходы:
- Создание многофункционального, комфортного и эстетичного пространства. 5 Важно, чтобы дети могли свободно перемещаться, в том числе выполнять движения в различных направлениях при проведении психогимнастики и логоритмических упражнений. 2
- Выделение зон, направленных на коррекцию речевых нарушений. 4 Например, зона коррекции звукопроизношения, зона развития лексико-грамматического строя, зона развития мелкой моторики и мотивационная зона. 4
- Использование разнообразного иллюстративно-графического и демонстрационного материала. 1 Это могут быть настольно-печатные игры, викторины, кроссворды, предметные и сюжетные картинки. 1
- Применение кукольного, теневого театров, игр-драматизаций по литературным произведениям, чтения и заучивания стихотворений. 1
- Использование игровых наборов, которые стимулируют развитие творческого мышления. 2 Например, фигурки животных разных размеров, куклы в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта. 2
- Применение оборудования, такого как магнитофон или музыкальный центр, фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для проведения занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики). 2
- Соблюдение единого речевого режима. 25 Это система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков. 5
- Использование речевых памяток и правил речевого поведения для участников диалогического общения. 2
Также важно, чтобы в образовательном учреждении и семье предоставлялись детям образцы речи педагогов: орфоэпически правильной, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания. 2