Несколько способов организовать самостоятельную поисковую деятельность в рамках проблемного обучения:
- Создание проблемной ситуации. 24 Проблема должна быть доступной для учеников, не разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, содержать в себе противоречие и вызывать интерес своей необычностью. 2
- Использование вопросов, которые побуждают к сравнению. 4 Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы ученики последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства. 4
- Применение вопросов, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. 4 Например, можно предложить подумать, как изменились бы игры учеников, если бы стоял морозный зимний день. 4
- Организация учебной дискуссии. 3 В ходе неё ученики делятся информацией, идёт взаимообучение. 3 При организации коллективной дискуссии важно быть внимательным ко всем, направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому, не отвлекаться от предмета дискуссии, давать время на обдумывание. 3
- Использование исследовательского метода. 25 Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. 2 Ученики самостоятельно открывают и усваивают новые знания и умения, выдвигая и решая учебные проблемы. 5
Также важно обеспечить наличие приборов и материалов для самостоятельного поиска, наглядного и раздаточного материала, разработать систему контроля уровня развития самостоятельной творческой деятельности. 3