Для организации самостоятельной деятельности детей в процессе обучения рекомендуется:
- Провести предварительную беседу с учениками, в которой точно определяется тема материала, ставятся цели и задачи, даются советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле. 1
- Следить за ходом самостоятельной работы в процессе занятия. 1 Если у кого-то из учеников возникают трудности, нужно помочь им разобраться с непонятными моментами. 1
- Не перегружать обучающихся творческими заданиями. 2 Следует чередовать творческую работу с заданиями во внеурочное время. 2
- Давать учащимся чёткий и полный инструктаж. 2 Нужно указать цель задания, условия выполнения, объём, сроки, образец оформления. 2
- Осуществлять текущий контроль и учёт. 2 Также следует оценивать работу, давать на неё рецензию, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы. 2
- Психологически настроить учеников, объяснить им важность выполняемой работы как инструмента всестороннего развития личности. 2
Некоторые виды самостоятельной деятельности детей в процессе обучения:
- Работа с книгой. 1 Это работа с учебниками, справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование прочитанного материала, поиск ответа на ранее поставленный вопрос. 1
- Упражнения. 1 Учащиеся производят многократные действия на практике и таким путём углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности. 1
- Решение задач и выполнение практических и лабораторных работ. 1 Учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определённые практические задания. 1
- Подготовка докладов, рефератов. 1 Это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. 1