При организации профессиональных проб для школьников в современных условиях можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Учитывать интересы и возрастные особенности учащихся. 14 Перед началом организации профессиональной пробы следует провести мониторинг (опросы, анкетирование, собеседование с учениками и родителями и другие) для выбора темы пробы. 14
- Ознакомить школьников с требованиями профессий и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. 13 Можно использовать профессиограммы, познакомить учащихся с целями, предметами, средствами, условиями, орудиями труда. 13
- Проводить диагностическое тестирование. 13 Такая форма контроля способствует самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. 13
- Использовать различные формы профессиональных проб. 13 Это могут быть трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершённого изделия, серия имитационных (деловых) игр, творческие задания исследовательского характера и другие. 35
- Обеспечить максимальную приближённость к реальному производству. 4 Можно использовать посещение предприятий, учреждений, просмотр кинофильмов, встречи с профессионалами из области предполагаемой для выполнения пробы. 12
- Подводить итоги профессиональных проб. 14 Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. 14
При организации профессиональных проб важно, чтобы у школьников в процессе их выполнения сложилось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности. 13