При организации предметно-развивающей среды в первой младшей группе важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность. 24
Некоторые рекомендации по организации среды:
- Зонирование. 24 Нужно выделить игровые и учебные зоны, которые не будут пересекаться. 24 Это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста — они играют не вместе, а рядом. 2
- Разнообразие. 24 Необходимо предоставить игровой и дидактический материал для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики и других направлений. 24
- Доступность. 24 Игровой и дидактический материал нужно располагать в поле зрения ребёнка (исключить высокую мебель и закрытые шкафы). 24
- Эмоциогенность. 24 Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции. 24
- Многофункциональность. 4 Можно использовать мягкие маты, лёгкие модули, мебель-трансформеры. 4
- Учёт гендерных интересов. 5 Например, для мальчиков можно создать гараж и мастерскую, а для девочек — бытовой уголок. 5
Некоторые уголки, которые можно организовать в первой младшей группе:
- Физкультурный уголок. 3 Включает атрибуты для подвижных игр, физкультурный материал для утренней гимнастики и нестандартное оборудование, например «дорожку здоровья». 3
- Музыкальный уголок. 3 Оснащён музыкальными инструментами, которые развивают музыкальный и фонематический слух, чувство ритма у малышей. 3
- Уголок настольно-печатных и дидактических игр. 3 Здесь находятся игры и игрушки для самостоятельной деятельности детей, а также дидактические пособия для совместной деятельности воспитателя с детьми. 3
- Уголок природы. 3 Здесь детей знакомят с комнатными растениями и уходом за ними. 3
- Театральный уголок. 3 Укомплектован различными видами театра, чтобы каждый ребёнок мог выбрать тот театр, который ему наиболее близок и удобен. 3
- Уголок изобразительной деятельности. 3 Здесь есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь, кисти, акварельные краски. 3