При организации предметно-развивающей среды для ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) важно учитывать следующие принципы: 5
- Ориентация на возрастные и гендерные особенности. 5 Например, для детей раннего возраста, которые нуждаются в двигательной активности, необходимы большие пространства. 5 Для дошкольников четвёртого года жизни важны функциональные особенности атрибутов сюжетно-ролевых игр. 5
- Функциональность среды. 5 Ресурсы для заполнения среды следует выбирать исходя из их многофункциональности, вариативности и способности к трансформации. 5
- Динамичность среды. 5 Характеристики среды должны регулярно меняться в количественном и качественном отношении. 5 Необходимо периодически вводить новые элементы. 5
- Опережающий характер обучения. 5 Среда наполняется ресурсами, ориентированными на более старший возраст. 5 Таким образом для дошкольника создаются перспективы для саморазвития. 5
- Обеспечение мобильности, физической и творческой активности. 5 Это реализуется через цветовой дизайн, применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных материалов, физкультурные комплексы и спортинвентарь, использование предметов-заместителей, обеспечение детей материалами для создания условий для художественного творчества. 5
Некоторые элементы, которые можно использовать при организации среды для детей с ТНР:
- Центр развития речи. 3 Здесь есть наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики, материалы для автоматизации и дифференциации звуков, пособия на формирование длительной, направленной воздушной струи, игры и пособия на развитие мелкой моторики. 3
- Центр коррекции звукопроизношения. 3 Здесь расположено большое зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа. 3
- Центр речевого дыхания. 3 Здесь есть вертушки, трубочки, мыльные пузыри и т. д.. 3
- Литературный центр. 3 Здесь есть произведения разных авторов, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, материалы для создания книжек-самоделок. 3
- Центр продуктивной деятельности. 3 Здесь есть игрушки, альбомы, раскраски, материалы для рисования, лепки, декоративно-прикладного творчества. 3
- Центр театрализованной деятельности. 3 Здесь есть бросовый материал, различные журналы, элементы детских костюмов, маски, ширмы, различные виды театра (теневой, настольный, би-ба-бо), музыкальные инструменты, дидактические игры. 3
При организации среды важно учитывать, что для детей с ТНР важную роль играет стабильность, любые изменения проводятся периодически, но медленно. 5 Не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. 5