Для организации исследовательской работы учеников на уроке русского языка можно использовать следующий алгоритм: 3
- Выбрать тему исследования или проекта. 3 Можно проводить исследования, связанные с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, лингвистическим анализом. 3
- Сформулировать цель и гипотезу. 3 Ученики должны ответить на вопросы: «Для чего я это делаю?», «Какой будет результат и почему?». 3
- Выбрать метод исследования. 3 Нужно определить, что нужно сделать, чтобы получить результат. 3
- Собрать необходимую информацию и оформить её. 3 Ученики могут готовить мини-доклады, оформлять фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. 4 Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные фильмы. 4
- Подвести итоги по полученным результатам. 3
- Проанализировать результаты и сравнить их с гипотезой. 3
- Сделать выводы. 3
- Провести защиту результата. 3 Формы защиты различны: конференция, смотр-конкурс, литературный вечер, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся. 4
Чтобы заинтересовать учеников заниматься исследовательской деятельностью, можно использовать разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. 3
Учитель в процессе исследовательской работы выступает в роли наставника, направляющего учащихся, помогает им найти правильные подходы к изучению материала. 2