Для организации и проведения диагностической работы по выявлению уровня восприятия литературных текстов дошкольниками можно использовать следующую методику (по Гурович): 14
- Одновременно всем дошкольникам читается незнакомое им художественное произведение (проза), рекомендованное программой. 14
- Затем воспитатель вместе с детьми анализирует текст: выделяет идею («Зачем написал автор этот рассказ?») и художественный образ произведения («Кто главный герой? Какой он?»). 14
- Сразу после прочтения и анализа воспитатель проводит с каждым ребёнком индивидуально беседу по вопросам. 14
- Через 1–2 дня индивидуально с каждым ребёнком проводится словесное рисование (описание словом, мысленная зарисовка эпизодов произведения, героев): «Вспомни рассказ и расскажи, что запомнилось». 14 Никаких дополнительных инструкций, подсказок детям не даётся. 14
- Через 7–10 дней индивидуально с каждым ребёнком организуется отсроченный пересказ текста (без наводящих вопросов и подсказок). 14
- Ответы детей на вопросы, результаты словесного рисования и пересказ ребёнка педагог фиксирует в заранее подготовленной таблице. 14
Ещё несколько заданий для диагностики уровня восприятия литературных текстов дошкольниками:
- Игра «Помоги Незнайке». 2 Воспитатель читает отрывок из произведения, дети называют жанр и рассказывают о характерных особенностях жанра. 2
- Выявление любимых произведений детей. 2 В книжном уголке оформлена выставка книг, иллюстраций к знакомым произведениям. 2 Воспитатель рассматривает с детьми книги, иллюстрации, уточняет название. 2 Затем предлагает детям: «Назовите свою любимую сказку, рассказ, стихотворение». 2
- Выявление интереса детей к чтению объёмных произведений, которые читают по главам. 2 Используется метод наблюдения. 2 Ребёнок внимателен во время чтения произведения, напоминает воспитателю и детям на чём «остановились» (последний прочитанный эпизод, высказывает просьбу о продолжении чтения, знает имена героев произведения, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге). 2
Также для диагностики уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста можно использовать настольно-печатную игру «Литературная страна». 5 Игра предполагает сюжет-путешествие с «посещением» ребёнком «Книжкиного дома», «Дворца сказок», «Дома художника», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников», «Литературной гостиной», «Поэтической рощи». 5 Путешествуя по литературной стране (при помощи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребёнок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит сказочные «испытания». 5