Для организации групповой рефлексии для участников курса можно использовать следующие методы:
- Рефлексия содержания материала. 1 Участники выбирают по 1–2 предложения и заканчивают их. 1 Проводить такую рефлексию можно устно или письменно (на листочках или прямо в тетради). 1
- Рефлексия «Дерево настроения». 1 Преподаватель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце занятия), и вывесить её на «дерево» (оно располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). 1
- Рефлексия «Палитра». 1 Участники получают раздаточный материал (один лист на группу) и изображают в окошках «личики», выбирая из образца соответствующее собственному эмоциональному состоянию. 1
- Рефлексивная мишень. 1 На листе бумаги А3 формата педагог рисует мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. 1 В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. 1 Каждый участник маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). 1 Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. 1
- Метод проектов. 4 В качестве основы методики можно взять известную схему проекта — «Пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, представление. 4 Эти этапы можно представить в виде подмодулей задания, которые могут быть оценены. 4 Оценок может быть две — одна от преподавателя (как в целом группе, так и каждому из участников), так и ретроспективная оценка членов группы друг другу в виде голосования. 4
Выбор метода зависит от целей и возможностей организации.