Несколько советов, как организовать дискуссию по актуальной проблеме в классном коллективе:
- Выбрать тему дискуссии. 15 Она должна иметь проблемный характер и содержать в себе противоречивые точки зрения. 1 Можно предложить ученикам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. 5
- Подготовить учеников. 1 Выбранную тему нужно разбить на вопросы и дать ученикам список этих вопросов вместе с источниками, в которых есть материал для подготовки. 1 Важно объяснить, что для аргументированной дискуссии источники должны быть достоверными. 1
- Начать дискуссию. 1 В начале урока педагог формулирует цели дискуссии и создаёт мотивацию к обсуждению. 1 Можно использовать разные приёмы: демонстрацию видеосюжета, материалов (статей, документов), ролевое проигрывание проблемной ситуации, анализ противоречивых высказываний и т. п.. 1
- Выработать правила дискуссии. 1 Чтобы дискуссия не превратилась в неуправляемый поток криков, важно установить некоторые правила. 1 Нужно обсудить регламент и основные этапы. 1
- Обсудить проблему. 1 Цель этого этапа — собрать максимум мнений, соотнося их друг с другом. 1 Педагог (ведущий) должен следить за соблюдением регламента, обеспечивать каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов, не допускать отклонений от темы дискуссии, следить за тем, чтобы дискуссия не переходила в конфликт. 1
- Подвести итоги обсуждения. 1 Хорошо, если в результате дискуссии получится выработать согласованное мнение и принять групповое решение. 1 Однако если участники останутся на своих позициях, то это тоже хороший результат, который означает, что проблема требует дальнейшего осмысления. 1
Для организации дискуссии можно использовать специальные ресурсы, например DebateWise или ProCon. 4