Организация системы наставничества в образовательных учреждениях включает несколько этапов: 1
- Подготовительно-диагностический. 1 На этом этапе формируют нормативную базу наставничества и диады (наставнические пары) «наставник — наставляемый». 1 Назначают координатора, которым может быть руководитель структурного подразделения образовательной организации или заместитель директора. 1
- Координатор осуществляет руководство и контроль организации наставничества. 1 В его обязанности входит ознакомление субъектов наставничества с приказом о создании наставнической пары, создание необходимых условий для деятельности пар, оказание методической и практической помощи в планировании работ наставников, анализ, контроль и оценка работы пар на всех этапах наставничества, информирование администрации образовательной организации и педагогического совета о процессе и результатах наставничества, организация обучения наставников, определение мер стимулирования и поощрения наставников. 1
- Члены администрации образовательной организации также выполняют определённые функции по организации наставничества: 1
- Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебно-методической) работе. 1 Представляет новых сотрудников педагогическому коллективу и объявляет приказ о назначении им наставников, посещает по графику уроки и/или внеурочные мероприятия, проводимые совместно наставником и наставляемым, изучает и обобщает опыт наставничества, вносит предложения по его распространению или совершенствованию. 1
- Руководители методических объединений. 1 Рассматривают на заседаниях методические объединения индивидуальные планы наставников, проводят по мере необходимости инструктажи наставнических пар, сопровождают, поддерживают наставников, фиксируют содержательные характеристики наставнической деятельности. 1
- Педагог-психолог. 1 Оказывает помощь при определении тем, форм и направлений наставничества с учётом положений психологической науки, составляет анкету, на основании которой можно собрать ожидания участников от совместной работы, разрабатывает рекомендации и оказывает психологическую помощь в формировании пар с учётом пожеланий педагогов и взаимной симпатии, обеспечивает обратную связь участников процесса наставничества для оценки удовлетворённости проведённой работы. 1
Организационной основой для внедрения наставничества является положение о наставничестве в образовательной организации, которое определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества. 2