Уровень грамотности в школьных сочинениях определяется по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. 12
Некоторые критерии оценки и соответствующие им уровни грамотности:
- «5». 1 Содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно. 1 Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 1 Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 1 Допускается 1 недочёт в содержании и 1–2 речевых недочёта. 1
- «4». 1 Содержание работы в основном соответствует теме, есть незначительные отклонения. 1 Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 1 Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 1 Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью. 1 В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3–4 речевых недочётов. 1
- «3». 1 В работе допущены существенные отклонения от темы. 1 Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 1 Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 1 Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 1 Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 1 В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и не более 5 речевых недочётов. 1
- «2». 1 Работа не соответствует теме. 1 Допущено много фактических неточностей. 1 Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 1 Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 1 Нарушено стилевое единство текста. 1 В целом в работе допущено более 6 недочётов в содержании и до 7 недочётов речевых. 1