Смысловая связность научного текста определяется с помощью лексических, грамматических и синтаксических средств, которые участвуют в строении текста и служат сигналами для обнаружения смысловой и языковой информации. 3
Некоторые из таких средств:
- Повторяющиеся слова и словосочетания. 3 Они составляют понятийное ядро содержания текста. 3
- Термины. 3 В научном тексте они играют текстообразующую роль, создают основу для смысловой, структурной, коммуникативной целостности и связности. 3
- Указательные местоимения. 2 Они конкретизируют предмет и выражают логические связи между частями высказывания. 2
- Союзы, союзные слова, наречия, вводные слова и словосочетания. 3
Связность научного текста также определяется с помощью средств связи, которые указывают на: 1
- Порядок изложения информации. 1 Например: «во-первых, во-вторых, сначала, прежде всего, далее, впоследствии, наконец». 1
- Способ рассмотрения автором излагаемого вопроса. 1 Например: «с одной стороны, с другой стороны, в целом, в этом смысле, в отличие от, в то время как». 1
- Конкретизацию, дополнение, уточнение. 1 Например: «например, в частности, кроме того, в том числе, причём, вместе с тем». 1
- Обобщение информации, вывод, итог. 1 Например: «итак, таким образом, следовательно, в результате, в конечном счёте, это позволяет сделать вывод». 1
Ещё один показатель смысловой завершённости научного текста — возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему и основную идею текста. 1