Для определения уровня сложности математических заданий в контрольной работе можно использовать следующие подходы:
- Сложность по формулировке. 4 Если задача имеет много условий и требует много расчётов, то она, вероятно, будет более сложной, чем задача с простой и короткой формулировкой. 4
- Сложность по типу задачи. 4 Некоторые типы задач обычно считаются более сложными, чем другие. 4 Например, задачи на комбинаторику и теорию чисел часто считаются сложными из-за их абстрактности и нестандартности. 4
- Сложность по требуемым знаниям. 4 Если задача требует знаний из нескольких областей математики, то она, вероятно, будет более сложной, чем задача, требующая только знаний из одной области. 4
- Сложность по популярности. 4 Если задача была известна и решена ранее многими математиками, то её сложность может быть менее значительной, чем у задачи, которая была только что предложена. 4
- Сложность по степени новизны. 4 Если задача представляет собой новый математический вопрос, то её решение может потребовать разработки новых методов и техник. 4
Также можно ориентироваться на характеристики уровней сложности заданий по математической грамотности: 15
- Низкий уровень. 1 Формулировка ситуации близка к изученным в рамках школьного курса математики, представлена вся необходимая информация, вопрос задания ясно сформулирован, требуется распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями. 1
- Средний уровень. 1 Задана чётко определённая (детальная) модель сложной конкретной ситуации, модель может иметь ограничения и требовать введения допущений, требуется выбор и интеграция информации, представленной в различной форме, выполнение чётко описанных процедур. 1
- Высокий уровень. 1 Требуется исследование и моделирование сложных проблемных ситуаций, содержится необходимость распознавать ограничения и вводить допущения, требуется использовать и связывать информацию из разных источников, представленную в различной форме, продвинутое математическое мышление, умение проводить рассуждения, применять интуицию. 1
Важно учитывать, что сложность заданий — субъективное понятие, зависящее от многих факторов, и её оценку лучше проводить с участием экспертов. 43