Для определения уровня обучаемости ребёнка и выявления динамики его развития используют различные методы диагностики, например:
- Констатирующий эксперимент. 2 Он предшествует обучению и является его отправной точкой. 2 С помощью этого метода выясняют актуальный уровень развития ребёнка и его умение работать самостоятельно. 2
- Обучающий эксперимент. 2 Имеет разные формы, но его сущность остаётся неизменной: определяют вероятные способности детей, выясняют сдвиги, происходящие в их мышлении под воздействием конкретных факторов, прослеживают динамику процесса обучения. 2
- Интеллектуальные тесты. 4 Состоят из незнакомых детям заданий, выполнение которых требует применения различных умственных действий. 4
- Методика Равена. 4 Позволяет определить уровень интеллектуального развития и проанализировать процесс решения задачи. 4
Чтобы определить уровень обучаемости, ребёнку предлагают незнакомый для него материал, показывают образец применения и дают самостоятельную работу на 15–20 минут. 1 В работе нужно выполнить задание по образцу и осуществить перенос этого знания в новую ситуацию. 1
Также для фиксации и обобщения достижений учащихся используют различные формы, например, дневник педагогических наблюдений, диагностические карты, фоно- и видеозаписи результативности учащихся. 5