Для определения типа педагогической ситуации и её успешного решения можно использовать различные классификации. 13 Некоторые из них:
- Классификация Брюйн де Поля. 3 Педагогические ситуации делятся на проблемы, оценки, упражнения и иллюстрации. 3
- Классификация В. С. Безруковой. 13 Ситуации группируются по месту возникновения (урок, перемена, внеклассная работа и т. д.), кругу участников (ученик — ученик, ученик — педагог и др.), заложенным в основе типам противоречий (конфликтные, бесконфликтные, критические и т. д.), преднамеренности действий (созданные преднамеренно, стихийные, естественные и т. п.), стандартизованности или новаторстве (стандартные, нестандартные) и степени контроля над ситуацией (управляемые, неуправляемые, жёстко заданные и т. д.). 13
- Классификация В. А. Сластёнина. 1 Ситуации классифицируются по месту появления и протекания, кругу участвующих лиц, организации педагогических мер и перспектив разрешения ситуации, в том числе с возможностью повторения в дальнейшем. 3
- Классификация И. Н. Емельяновой. 1 Ситуации делятся на неопределённые (недостаточность информации) и определённые (имеется полная информация), открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые, конечные (предполагают только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию) и неконечные (принимаемое решение допускает возможность его улучшения). 1
Также выделяют следующие типы педагогических ситуаций: 2
- Стратегические. 2 Ситуации, разрешение которых занимает большое количество времени. 2 Их решение способствует формированию у детей жизненной позиции, мировоззрения, знаний о закономерностях освоения человеком окружающей реальности. 2
- Тактические. 2 Ситуации, связанные с освоением учащимися учебно-методического комплекса, предусмотренного образовательным стандартом и учебной программой. 2 Решение таких задач направлено на формирование у учащихся определённых знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. 2
- Оперативные. 2 Ситуации, которые педагоги решают на протяжении всей своей профессиональной деятельности, посредством использования разнообразных методов, средств и приёмов обучения и воспитания. 2 Они требуют незамедлительного решения сразу в момент возникновения. 2
- Дидактические. 2 Ситуации, которые связаны с процессами управления познавательной деятельности учащихся, с вопросами создания необходимых условий разрешения противоречий между «знанием и незнанием», «умением и неумением». 2
- Воспитательные. 2 Ситуации, которые требуют от педагога осмысления сложившейся ситуации в сфере нравственных отношений и принятия на этой основе решения для изменения условий развития личности учащихся. 2