Степень сложности учебного материала можно определить по нескольким параметрам: 3
- насыщенность и информативность (объём содержащихся в нём новых понятий); 3
- новизна содержания; 3
- количество и частота употребления уже изученных терминов; 3
- сложность изложения (в первую очередь это длина и конструкция предложений); 3
- сложность построения; 3
- степень абстрактности. 3
Также существует построение измерительной шкалы для оценки сложности. 1 Часто встречается шкала с тремя градациями сложности заданий: лёгкое, средней сложности и сложное. 1
Ещё один подход предполагает разделение заданий на четыре уровня сложности: 2
- Минимальный уровень. 2 Позволяет определить степень подготовленности обучающегося для продолжения обучения в следующем периоде. 2
- Базовый уровень. 2 Даёт возможность оценить сформированность базовых знаний, умений и навыков. 2
- Повышенный уровень. 2 Позволяет оценить способность применять приобретённые знания и умения. 2 К таким заданиям относятся учебно-познавательные и учебно-практические задания. 2
- Высокий уровень. 2 Даёт возможность оценить творческий подход, креативное мышление, а также степень изученности решения учебной проблемы с разных сторон. 2
Важно учитывать, что одно и то же задание субъективно может восприниматься по-разному, так как на сложность влияют, например, интеллектуальные возможности, потребности и интересы учащихся, их опыт решения и уровень умений и навыков. 1