Для определения способности и готовности к выполнению умственной деятельности можно использовать различные методики: 12
- Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи двухцветной цифровой таблицы Горбова-Шульте. 1 Для этого нужно поочередно показывать и называть то чёрные, то красные цифры. 1 Время, затраченное на безошибочное выполнение задания, является показателем переключения внимания, а величина, обратная числу попыток, позволяет судить о концентрации внимания. 1
- Методика Мюнстерберга. 1 Среди буквенного текста имеются слова. 1 Необходимо как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. 1 Время работы — 2 минуты. 1
- Методика «Исправить ошибки» (Л.Ф. Тихомирова). 1 Для эксперимента можно использовать письменные работы учащихся по математике, русскому языку, содержащие ещё неисправленные ошибки. 1 Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определённое число ошибок. 1 За 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки. 1
- Методика оценки умственной работоспособности с помощью фигурных таблиц. 2 Работа с помощью таблиц выполняется в течение двух минут. 2 Оценка проводится по объёму (количеству) просмотренных фигур и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчёте на сто просмотренных фигур). 2
Также основным показателем способности и готовности к выполнению умственной деятельности может служить потребность в такой деятельности. 5 Если потребности не возникает, то способности и готовности тоже нет. 5