Чтобы определить способ образования слова с помощью словообразовательного разбора, нужно: 2
- Поставить слово в начальную форму. 25 Для имени существительного, имени прилагательного и причастия это именительный падеж, единственное число, для глагола — неопределённая форма. 5
- Указать основу слова и определить, является ли оно производным. 2
- Для производного слова подобрать производящее слово — ближайшее по словообразовательной цепочке. 3 В обоих словах выделить общую часть — это и будет производящая основа. 3
- Указать основу в производящем слове. 2
- Определить словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). 2
- Указать способ образования слова. 2
Некоторые способы образования слов, которые можно определить с помощью словообразовательного разбора:
- Приставочный. 13 Присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. 1 Например: дедушка — прадедушка, вкус — привкус. 1
- Суффиксальный. 13 Присоединение суффикса к основе исходного слова. 1 Например: дом — домишко, лифт — лифтёр. 1
- Приставочно-суффиксальный. 13 Одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. 1 Например: окно — под-окон-ник, дорога — по-дорож-ник. 3
- Бессуффиксный. 13 Присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. 1 Например: рассказать — рассказ, выходить — выход. 1
- Сложение. 13 Образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно. 1 Например: пар, воз — паровоз, высшее учебное заведение — вуз. 3
- Переход из одной части речи в другую. 3 Например: столовая (ложка) — (школьная) столовая, дежурный (ученик) — (кто сегодня) дежурный. 3