Чтобы определить словообразовательный тип приставочных глаголов в русском языке, нужно:
- Найти ближайшую однокоренную лексему с приставкой. 1 Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом. 1
- Выделить группы глаголов, образованных приставочным способом: 2
- Глаголы, обозначающие начало действия. 2 Например: говорить — заговорить, бежать — побежать, летать — взлетать. 2
- Глаголы, обозначающие окончание действия. 2 Например: читать — дочитать, идти — пройти, греметь — отгреметь. 2
- Глаголы, обозначающие неполноту действия или дополнительные действия. 2 Например: открыть — приоткрыть, сказать — недосказать, купить — докупить. 2
- Глаголы, обозначающие исчерпанность действия. 2 Например: плакать — выплакать, смотреть — пересмотреть, носить — износить. 2
Также при словообразовательном разборе нужно определить, какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). 3 Затем найти производящее слово: истолковать значение производного или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению). 3 После этого, сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано, и определить способ образования исследуемого слова. 3