Коммуникативные навыки выпускников школ оцениваются по нескольким критериям: 1
- Владение монологической речью. 1 Ученик должен уметь высказываться устно в виде пересказа, рассказа, тематического ответа, характеристики, сообщения или доклада, аннотации текста, рецензии ответа товарища, публичного выступления. 1
- Владение диалогической речью. 1 Ученик должен уметь участвовать в учебном диалоге, дискуссии, обосновывать собственное суждение, оценивать сказанное, увиденное, презентовать результаты своей деятельности. 1
- Способность к организации групповой (коллективной) деятельности. 1 Ученик должен уметь работать в паре, в группе, включаться в коллективное обсуждение, искать и находить компромиссы в процессе коллективного обсуждения проблемы, разрешать конфликтные ситуации приемлемыми способами, организовывать работу группы, коллектива, владеть различными ролями и позициями в группе. 1
Также коммуникативные навыки могут оцениваться в рамках итогового собеседования по русскому языку. 2 Оно состоит из четырёх заданий, помогающих проверить навыки устной речи: школьники читают вслух, пересказывают, произносят монологи и участвуют в диалогах. 2
Ещё одна форма оценки коммуникативных навыков — использование накопительной системы (портфолио), которая позволяет оценить динамику индивидуальных образовательных достижений ученика. 5