В англоязычных экзаменах, например IELTS, грамотность и структуру письменного ответа оценивают по нескольким критериям: 24
- Выполнение задачи (Task Achievement). 1 Экзаменаторы проверяют, насколько хорошо экзаменуемый справился с поставленной задачей. 1 Учитывают, например, достаточно ли слов в ответе, все ли вопросы раскрыты, взят ли правильный тон. 1
- Последовательность и связность (Coherence and cohesion). 1 Экзаменаторы проверяют, насколько логично составлено письмо. 1 Оценивают, например, есть ли у текста логическая структура, используются ли различные маркеры связности, правильно ли текст разбит на абзацы. 1
- Лексика (Lexical Resource). 4 Оценивают разнообразие словарного запаса и умение применять его в контексте. 4
- Грамматика и орфография (Grammatical range and accuracy). 12 Проверяют, насколько грамотно написан текст. 2 Оценивают, в частности, нет ли ошибок в словах и верно ли используются грамматические конструкции. 2
В международных экзаменах, таких как KET, для оценки письменных работ используют шкалы, которые включают содержание, коммуникативную цель, организацию и язык. 5 Шкала «Содержание» фокусируется на том, как хорошо кандидаты выполнили задания, шкала «Достижение коммуникативной цели» — на том, насколько работа соответствует заданию и использован ли правильный стилистический уровень. 5 Шкала «Организация» оценивает, как кандидат соединяет информацию в тексте, то есть является ли работа логичной и упорядоченной. 5 Шкала «Язык» фокусируется на лексике и грамматике, включая использование разнообразной лексики и грамматики, а также как точно они использованы. 5