Обучаемость детей при обследовании в ПМПК оценивают разные специалисты. 1
Педагог-психолог обращает внимание на обучаемость, проявляющуюся в ходе выполнения экспериментально-психологических заданий, которые характеризуют состояние отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. 1
Учитель-дефектолог оценивает обучаемость как общую способность к обучению, сформированность представлений об окружающем мире и о себе, дефицит академических знаний в соотнесении с образовательной программой, сформированность счётных навыков, качество пространственно-временной ориентировки, зрительно-моторной координации, фонематических процессов, речи. 1
Обучаемость определяют по способности ребёнка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание (при обязательном условии отсутствия опыта выполнения подобных заданий). 2 Если задание ребёнку в целом знакомо, обучаемость оценивают исходя из количества и качественных характеристик необходимой помощи со стороны взрослого. 2
Выделяют три уровня обучаемости: 3
- Достаточный уровень. 3 Ребёнок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, ещё недостаточно усвоенных алгоритмах решений. 3
- Недостаточный уровень. 3 Ребёнок понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, то есть снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, но ребёнок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна. 3
- Низкий уровень. 3 Ребёнок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, то есть «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребёнок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объём помощи. 3