Для оценки эффективности программ развития туризма в регионах России можно использовать систему показателей, которые отражают состояние и динамику развития туризма в регионе. 2 Некоторые из них:
- Развитие гостиничного бизнеса. 4 Темпы роста числа коллективных средств размещения, мест в них и численности работников. 4
- Развитие туристского бизнеса. 4 Темпы роста числа турфирм, работающих в регионе, и численности работников туристских фирм. 4
- Доходность отрасли туризма и гостеприимства. 4 Темпы роста объёма услуг коллективных средств размещения и туристских услуг, оказанных населению. 4
- Популярность регионального турпродукта. 4 Темпы роста численности иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения, и граждан РФ, размещённых там же. 4
- Инфраструктура туризма. 2 Количество вновь построенных и реконструированных объектов туристской инфраструктуры. 2
- Рекламная деятельность регионов по продвижению туризма. 2 Количество российских и международных специализированных выставок, в которых регион принял участие, и тираж изданных рекламно-информационных материалов о туристских продуктах региона. 2
- Образование в сфере туризма. 2 Количество специалистов, подготовленных в сфере туризма и гостеприимства. 2
- Дополнительные показатели. 2 Например, доля доступных для людей с ограниченными физическими возможностями объектов туристской индустрии и экскурсионных объектов в общем объёме таких объектов в регионе. 2
Эффективность реализации программы можно оценить, соотнеся степень достижения показателей (индикаторов) программы с уровнем её финансирования (расходов). 3 Также можно провести балльную оценку эффективности программы. 3
Чтобы оценка была более объективной, её можно проводить в сравнении с другими программами развития туризма в данном регионе или в других регионах страны. 5